Развитие без границ
+38 (066) 400-26-09
г. Измаил, просп. Мира, 25-б
16.09.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Telegram
84946

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика полностью ориентирована на личность каждого ребенка. Основной принцип представленной педагогики заключается в отсутствии строгих приемом и специально спрограммированных занятий. Такая программа подразумевает обычную жизнь малыша в теплом семейном климате, который наиболее благоприятный для активного всестороннего развития.

Вальдорфская методика

Представленная методика направлена против раннего обучения детворы. Ведь такое интеллектуальное развитие негативно сказывается на прекрасном периоде в жизни каждого малыша, которое называется детством. Данная система помогает приобщить ребенка к творчеству, народной культуре, духовному развитию и полноценному воспитанию в кругу семьи.

История создания методики

Вальдорфская методика развития детей была разработана известным немецким философом Рудольфом Штайнером. В 1907 году педагог выпустил свою книгу под названием Образование ребенка, в которой ему удалось в полной мере раскрыть основные принципы практичного обучения.

В 1919 году философ открывает собственную школу. Со временем Штайнер открывает и детский сад, предназначенный для детей, чьи родители трудятся на табачной фабрике Вальдорф-Астория, которая находится в Штутгарте (Германия). Название фабрики стало основой для будущего наименования методики Штайнера.

Вальдорфская методика

С течением времени такой подход к обучению детей принес свои плоды. Благодаря преимуществам разработанной программы, подобные школы и детские сады стали открываться по всему миру сначала волна охватила города Германии, а затем США, Швейцарию, Великобританию, Норвегию, Венгрию, Австрию и другие страны.

На сегодняшний день по всему миру работает порядка 800 школ и 2000 детских садов, где активно практикуют данную методику. Первые вальдорфские учебные заведения в России были открыты только в 1990-х годах.

Основные принципы методики

Штейнер имеет собственный особый взгляд на философию воспитания детей. Он придерживался мнения, что детство это уникальный период в жизни каждого малыша, потому ребенок должен как можно дольше оставаться маленьким. Из этого следует основная задача родителей и педагогов способствовать тому, чтобы ребенок смог наслаждаться своим возрастом.

Представленная система направлена на уважение к такому важному периоду, как детство. Программа работает по принципу неопережения, что позволяет малышу развиваться в нормальном темпе.

Главная цель этой педагогики заключается в активном развитии природных способностей детей и укреплении их веры в свои силы и возможности. Именно поэтому на первом месте в данных школах находится не получение знаний, а грамотное воспитание.

Вальдорфская методика

Одним из основных постулатов в работе принято считать освоение народной культуры и популярных видов художественной деятельности.

Для этой теории важно соблюдать полную гармонию души и тела. Проще говоря, ребенок рассматривается в роли целостной и гармонично развитой личности, в которой отмечают идеальное соотношение всех необходимых проявлений эмоциональное, духовное, социальное, физическое и интеллектуальное.

Особенности вальдорфской системы

Обучение детей согласно разработанной методике Штайнера отличается некоторыми особенностями, которые учитывают педагоги в школах и детских садах.

  • Работа с детьми дошкольного возраста. В таких садах все дети разделены на группы согласно возрасту от 3 до 7 лет. В результате все дети живут в одной большой семье, где маленькие непоседы могут наблюдать за старшей группой, а старшие помогают ухаживать за младшими. Как правило, в каждой группе обучается до 20 человек.
  • Правильная организация свободного пространства. Философ был уверен, что индивидуальность ребенка активно развивается только в том случае, если ничего не мешает ее развитию. Потому в помещении должно быть достаточное количество игрушек, всевозможных декоративных элементов и увлекательных предметов мебели, которые могут заинтересовать малыша. Наличие телевизора и компьютеров в садике и в школе также является привычным делом. Ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать, чем ему в данный момент заниматься.
  • Правильные игрушки. Приверженцы вальдорфской теории не используют игрушки, выполненные из такого материалов, как пластмасса, а также отказываются от механических и электронных изделий. Они используют более простые конструкции, выполненные из природных и экологически чистых материалов. Современная игрушка не должна ребенку диктовать условия игры, а легко намекать на свои функциональные возможности, чтобы малыш мог ее вариативно использовать в игровом процессе.
  • Подражание. До 7 лет мальчики и девочки познают мир не рассудочным путем, а путем подражания. Таким образом, малыш подобно губке впитывает в себя все, что его окружает: родители, друзья, воспитатели, пища, игрушки.
  • Увлекательные игры. Это основная часть вальдорфских детских садов, в которых играм выделяют наибольшее количество времени по сравнению с методикой обучения в стандартных садах и школах. Педагоги не устанавливают никаких правил игры, чтобы не ограничивать детскую фантазию. Дети самостоятельно решают, во что они хотят играть в данный момент и, какие игрушки необходимо использовать.

Вальдорфская методика

Вальдорфские воспитатели придерживаются мнения, что всему свое время. Именно поэтому они не настаивают на том, чтобы воспользоваться программой раннего развития малышей. Нет необходимости в том, чтобы лишний раз перегружать память и интеллект ребенка. Таким образом, весь процесс обучения построен на том, что воспитатели учитывают духовные и возрастные особенности ученика. Это позволяет ребенку получать необходимую порцию знаний именно в тот период его жизни, когда ему это действительно необходимо.

Маленькие непоседы более охотно познают мир в игровой форме, включая в работу собственные эмоции, а не просто заучивая абстрактные понятия цифры или буквы. Во время обучения в детском саду особе внимание преподаватели уделяют развитию мелкой моторики рук, потому здесь часто проводятся уроки по лепке всевозможных изделий или вышиванию. Для старшей группы воспитатели предлагают пошив мягких игрушек, резьбу по дереву и обработку каменных изделий.

Преимущества методики

Популярность и востребованость данной методики это результат большого количества преимуществ, которые отмечают не только педагоги и родители, но детские психологи.

  • Создание теплой и непринужденной атмосферы, в которой малыши чувствуют себя свободно и уверенно.
  • Наличие небольших, но весьма уютных классов, в которых воспитатели могут уделять внимание каждому ученику.
  • Отсутствие оценок. Данный фактор оценивания пагубно сказывается на дальнейшем восприятии ребенком самого понятия обучение.
  • Постоянный контакт с родителями, которые всегда могут помочь малышу и поддержать в сложную минуту.

Вальдорфская методика

  • Все занятия организованы в живой игровой форме, что положительно сказывается на развитии творческих способностей каждого мальчика и девочки.
  • Педагоги прививают детям полезные практичные навыки реальной жизни, помогают развивать критическое мышление, учат детвору самоконтролю и соблюдению дисциплины.
  • Занятия творчеством чередуются с различными физическими упражнениями и ручным трудом. Эта продуманная программа позволяет равномерно распределять нагрузку, исключая вероятность переутомления малышей.

Такие достоинства активно повлияли на распространение этой педагогической методики по всему миру.

Недостатки методики

Как и другие педагогические программы, вальдорфская модель имеет определенный список недостатков:

  • В процессе познания себя, как личности, философ указал на то, что речь идет о чувственном опыте. Именно поэтому в программу обучения не входят науки, которые базируются на логике, анализировании и техническом развитии человека.
  • В дальнейшем дети могут сталкиваться со сложностями в учебной программе (институт, университет, академия), принципы которой несколько отличаются от той программы, что была им навязана в детском саду или в школе.
  • Успех в развитии малыша напрямую зависит от высокой квалификации и знаний, непосредственно, самого воспитателя.
  • Ученый уделил особое внимание эзотерической сфере деятельности, рассматривая такие понятия, как астральные и высшие духовные тела, к которым приобщается ученик, следуя по невидимой лестнице своего развития. Наличие подобного эзотерического направления считается странным для современных методистов. Ведь такой эффект считается опасным и разрушающим для тонкой детской психики.

Изучение представленной методики предназначено для одаренных детей и родителей, желающих помочь собственному чаду самореализоваться в этом мире.